Покупателю

Общие неисправности рулевого механизма

Симптомы неисправности агрегатов, причины возникновения и пути их устранения:

Отсутствует усилие на рулевом колесе в обе стороны


  • Износ рабочих частей насоса.
  • Замена насоса.
  • Недостаточный уровень жидкости в бачке.
  • Долить жидкость в бачок.
  • Слабая натяжка ремня.
  • Регулировка натяжки ремня.
  • Износ ремня.
  • Замена ремня.


Пропадает усилие на рулевом колесе в центральном положении


  • Кольцевой износ в корпусе силового цилиндра.
  • Замена рулевой рейки.


Угол поворота руля не соответствует углу поворота колес. Автомобиль «бросает» по дороге


  • Скручивание торсионного вала распределителя.
  • Замена распределителя.
  • Замена рулевой рейки.
  • Неправильная регулировка рулевой рейки.
  • Регулировка рулевой рейки.
  • Изношены детали ходовой части.
  • Замена изношенных деталей.
  • Изношены крестовины рулевого вала.
  • Замена крестовины.


«Закусывание», скрипы в работе агрегата в одну сторону


  • Изгиб вала.
  • Замена поперечного вала.
  • Замена рулевой рейки.


Пропадает усилие на рулевом колесе в одну сторону


  • Кольцевой износ в корпусе распределительной части.
  • Замена рулевой рейки.


Рулевое колесо плохо возвращается (не возвращается) в центральное положение


  • Износ червячной шестерни распределителя, либо зубчатого сектора вала и как следствие чрезмерная затяжка поджимки вала.
  • Замена рулевой рейки.
  • Неправильная регулировка рулевой рейки.
  • Регулировка рулевой рейки.


Самопроизвольный поворот рулевого колеса


  • Выход из строя распределителя рулевой рейки.
  • Замена рулевой рейки.


Тяжелый руль при быстром вращении


  • Попадание воздуха в систему.
  • Замена сальников и маслопроводов.
  • Снижение производительности насоса, падение давления.
  • Замена насоса.
  • Слабая натяжка ремня.
  • Регулировка натяжки ремня.


Посторонние звуки (шум, визг)


  • Попадание воздуха в систему.
  • Замена неисправных сальников и маслоотводов.
  • Засорен фильтр бачка.
  • Замена бачка.
  • Деформация шлангов.
  • Замена шлангов.
  • Снижение производительности насоса, падение давления.
  • Замена насоса.
  • Понижение уровня жидкости в бачке.
  • Устранение причины протекания, долив жидкости.


Понижение уровня гидравлической жидкости


  • Износ сальников и уплотнителей рейки или насоса.
  • Замена вышедшего из строя узла.
  • Разгерметизация соседних масляных магистралей.
  • Замена уплотнителей.


Вибрация рулевого колеса при движении


  • Нарушена балансировка колес.
  • Балансировка колес.
  • Нарушена регулировка развал/схождения.
  • Регулировка развал/схождения.


Люфт, стук в системе рулевого управления


  • Изношены детали ходовой части.
  • Замена изношенных деталей.
  • Изношены крестовины рулевого вала.
  • Замена крестовины.
  • Неправильная регулировка рулевой системы.
  • Регулировка рулевой рейки.


Стук в рулевой рейке с передачей вибрации на рулевое колесо


  • Неправильная регулировка рулевой рейки.
  • Регулировка рулевой рейки.
  • Изношены детали ходовой части.
  • Замена изношенных деталей.


Ремонт распределителя (составляющая рулевого механизма)

Ремонт распределителя представляет собой замену верхнего гидравлического сальника и внутреннего сальника высокого давления плюс колец для уплотнения. Шлифуется вал распределителя на специализированном станке. Если в составе распределительной составляющей рулевого механизма имеется кольцевой износ, который образуется уплотнительными кольцами от того, что система долгое время эксплуатировалась, то производится гильзование корпуса.

Ремонт рулевой рейки

Ремонт подразумевает под собой замену оригинального ремонтного комплекта рейки, а конкретно: сальников высокого давления, колец для уплотнения распределителя и поршня вала, колец для уплотнения из резины, опорных втулок из пластика и вставок поджимки вала. На специализированном станке шлифуется поверхность вала.

Ремонтом с восстановлением вала

Ремонт с восстановлением вала осуществляется в тот момент, когда на плоскость вала рулевого механизма начинает воздействовать коррозия, то есть деталь ржавеет. От того, что это происходит, рабочая кромка сальников высокого давления приходит в негодность. Для осуществления высококачественного ремонта следует провести следующие процедуры:


  1. Вал отшлифовать на специальном станке, ликвидировать следы ржавчины;
  2. Поверхность нарастить смягчающим баббитом;
  3. Нанести на поверхность хром и отполировать ее.


После проведения всех операций достигается требуемый размер вала и идеальная чистота поверхности.

Капремонт (если есть стук в рулевой рейке)

Капремонт осуществляется, если отверстия между зубчатым сектором рейки и червячной шестерни распределителя создают появление люфта в функционализации рулевого механизма. Это можно понять по стуку рулевой рейки в обычном положении передних колес при движении по плохой дороге. Капремонт включает в себя реализацию всех операций ремонта, плюс производится обновление деталей поперечного вала, гайки поджимки сбоку, поджимки сбоку вала в сборе, гайки распределителя снизу, пыльников рулевых тяг и специальных трубок высокого давления. В некоторых случаях возможно восстановление рулевых тяг.

Устройство рулевой рейки

Рулевая рейка – это силовой узел системы рулевого управления, благодаря которому водителю транспортного средства легче вращать рулевое колесо.

Схема рулевой рейки:


  • рис. 1 – без гидроусилителя (механическая);
  • рис. 2 – с гидравлическим усилителем (с ГУР);
  • рис. 3 – с электрическим усилителем (с ЭУР).


Принцип работы рейки без ГУР

Рис. 1

На ресурс работы рулевой рейки влияют:


  • степень износа других элементов системы рулевого управления (пыльников, бачка ГУР), тормозных колодок, подвески автомобиля и т. д.;
  • состояние и тип дорожного покрытия (наличие выбоин, езда через рельсы, по брусчатке и т. п.);
  • стиль вождения (резкое торможение, неправильное переключение передач);
  • качество рабочей жидкости в системе ГУР.


Принцип работы рулевой рейки механического типа. Когда водитель вращает рулевое колесо в какую-либо сторону, одновременно перемещается рейка. Поворот управляемых колес автомобиля осуществляется через тяги рулевого привода, присоединенные с двух сторон к реечному механизму.

Механическая рейка нашла широкое применение в легковых автомобилях благодаря таким характеристикам, как:


  • простое устройство;
  • небольшой вес и себестоимость;
  • высокий КПД;
  • малое количество тяг и шарниров;
  • высокий отклик при резких маневрах.


Немаловажно и то, что реечный рулевой механизм расположен перпендикулярно автомобилю, что экономит пространство моторного отсека для комфортного размещения ДВС и прочих агрегатов транспортного средства.

Хоть и принцип действия рулевой рейки прост, у нее есть свои недостатки:


  • сверхчувствительность при езде по ямам и выступающим элементам дорожного полотна с передачей вибрации на рулевое колесо;
  • повышенная нагрузка комплектующих деталей;
  • установка на легковые авто только с независимой подвеской управляемых колес.

Работа рулевой рейки с гидроусилителем

Гидроусилитель создан для облегчения усилий водителя при вращении руля. Он состоит из насоса, бачка для хранения гидравлической жидкости и регулятора давления масла ATF в системе.

Принцип работы рейки с ГУР

Рис. 2

Принцип работы рулевой рейки с гидроусилителем. Когда транспортное средство находится в неподвижном состоянии или совершает движение по прямой, рулевая рейка не задействована. В это время масло ATF покоится в бачке ГУРа, а не в его дозирующих системах. Если водитель вращает руль, ведомые колеса оказывают сопротивление, в процессе чего происходит закручивание торсиона, открываются каналы распределителя, рабочая жидкость подается на рулевую рейку и приводит ее в движение.

Принцип работы гидравлической рулевой рейки имеет и недостаток: при сильном разгоне авто рулевое управление оказывается неинформативным, что может спровоцировать бортовое раскачивание автотранспорта даже при малых амплитудах вращения руля. Одним словом, повышается риск ДТП.

Рулевая рейка с ЭУР

Первый электроусилитель руля был установлен еще в 1986 г., но система рулевого управления с ЭУР до сих пор не стала главенствующей из-за ее особенностей техобслуживания.

За три десятилетия конструкция ЭУР стала менее громоздкой и теперь его устанавливают прямо на рулевой рейке.

Принцип работы рейки с ЭУР

Рис. 3

Принцип работы рейки с электроусилителем похож на принцип работы рулевой рейки с ГУРом, только усиление управления осуществляется за счет электромотора.

Преимущества рулевого механизма с ЭУР:


  • Отсутствие гидравлического масла в системе. Благодаря отсутствию шлангов, патрубков и прочих элементов ГУРа узел более компактным и отвечает европейским экостандартам. Снизился уровень шума.
  • Высокая информативность. Этому способствует функция активного возврата колес и руля, плавный отклик усилителя на команды водителя.
  • Снижение усилий, прилагаемых водителем. В процессе парковки руль сильно выкручивается, а скорость движения почти нулевая. В результате ЭБУ усилителя передает сигнал о повышенном усилении рулевого управления. Данное свойство ЭУР помогает увеличить срок использования запчастей и снижает затраты сил водителя.
  • Поддержка устойчивости автомобиля на открытом шоссе. Если в процессе передвижения автомобиль по прямому пути дует боковой ветер или возникает сопротивление от уклона участка дороги, ЭУР оказывает стабилизирующее действие транспортного средства, освобождая водителя от дополнительных усилий.


Итоги

В устройстве трех типов рулевых механизмов много общего.

По качественным показателям, выносливости и техобслуживанию первенство берет рулевая рейка с ГУРом. Ее преимущества перед механикой – снижение усилия, прилагаемого к вращению руля, а также гашение толчков, поступающих на рулевое колесо при движении автомобиля по ухабистой дороге. В сравнении с рейкой с ЭУР, гидравлическая более доступна по техобслуживанию.

Независимо от типа рулевого механизма, необходимо следить за его исправностью, своевременно проходить ТО и выполнять замену изношенных компонентов.